Почему важно вести финансовый учет на предприятии

Main обложка.jpg

«Основатель крупнейшей нефтяной компании «Стандард ойл» Джон Дэвидсон Рокфеллер, подводя итог своей предпринимательской деятельности в 1911 г., подсчитал свое состояние с потрясающей точностью — 815 647 796 долларов и 89 центов.»

Е.К. Васильева, Ю.С. Пернатьев «50 знаменитых бизнесменов XIX — начала XX в.»

 

Основная задача владельца бизнеса – успешно им управлять. Понятие «управление» подразумевает качественный контроль. Контролировать же мы можем только то, что способны измерить.

Самым важным параметром, который хотят измерять и контролировать бизнесмены является прибыль. Потому что именно прибыльная деятельность лежит в основе любой коммерческой деятельности.

Таким образом, мы подошли к задаче «Как измерять и  контролировать прибыль, чтобы качественно управлять бизнесом?»

Решение данной задачи можно свести к достаточно простому алгоритму:

 

1. УЧЕТ       -       2. АНАЛИЗ         -        3. ПЛАН

 

Каждый из этих шагов является ключевым и работает эффективно только в тесной связке с другими. В этом случае измерение и контроль финансового состояния бизнеса позволяют создавать базу для качественных управленческих решений.

Простыми словами: если бизнесмен знает свои показатели, выраженные в цифрах, то он знает как работают его финансы. Зная как работают его финансы, он ищет способы, чтобы они работали лучше. Или, пользуясь врачебной терминологией, можно сказать, что на первом этапе вы измеряете жизненоважные показатели вашего бизнеса, на втором – ставите диагноз, чтобы на третьем назначить правильное лечение.

Когда я провожу курс BPN по построению финансового учета и ведению финансовой таблицы на малом предприятии, я вижу, что у многих бизнесменов одно только упоминание о необходимости ведения учета вызывает неприятные ощущения и нежелание эту тему затрагивать. Но это не вопрос желания или нежелания, это вопрос жизни и роста вашего бизнеса.

Первый шаг самый трудный.  Необходимость ежедневно фиксировать каждую копейку в своих записях столкнется со множеством причин этого не делать, или делать это небрежно, непостоянно. Появится множество оправданий: «Я и так примерно знаю…», «Не хватает времени…», «Я все равно ничего не понимаю…» и т.д. Помните, что начинать почти всегда тяжело. Пока другие откладывают, успешные люди делают, а правильные действия ведут в правильном направлении.

Возможно, вы поймете, что самому вам такая работа не по силам, и возьмете для выполнения этих функций отдельного сотрудника. В этом случае ваша обязанность – построить правила и создать формы, по которым этот учет будет вестись. Естественно, контроль также остается за вами.

Второй шаг закономерно вытекает из первого. Если ваши фактические данные внесены в финансовую таблицу, то их логично проанализировать. Анализ может быть самый разнообразный. Можно отслеживать сезонные колебания, выделить основные статьи доходов и расходов, проводить анализ клиентов, оценку рентабельности, себестоимости и т.д. Также вас могут ждать и неприятные сюрпризы. Например, вы обнаружите, что на каком-то этапе один или несколько ваших сотрудников, пользуясь недостаточным учетом, нашли себе «дополнительный заработок».

Возможно, после второго этапа, вы решите привести учет в несколько иную форму или дополнить его новыми параметрами, чтобы анализ был удобнее.

Если вы добросовестно сделали 2 первых шага, то составление прогнозной финансовой таблицы будет логическим завершением данного цикла. Полученный результат позволит ощутить большее понимание собственного бизнеса, расширит его горизонты и, в то же время придаст ему более четкие контуры. Вы увидите, что цифры, которые раньше были бездушными и непонятными, вдруг оказались живыми и надежными помощниками. Вы научитесь понимать их язык. Ваш взгляд на бизнес поменяется, и вы уже не сможете управлять им по-старому. Это значит, что вы выросли профессионально.

Николай Маркелов

« назад

534
Login