
С момента появления коронавируса, как минимум, одно слово слышится у нас повсеместно: «солидарность». „Все зависит от того, насколько мы будем солидарны» - передают СМИ, требуют вирусологи и этими же словами, апеллируют политики.
Основной мыслью классической экономической теории заключается следующий принцип:
__________________________________________________________________________________________
«Общественное благосостояние, наилучшим образом достигается, в случае, если каждый индивидуум стремится, достичь своей максимальной пользы».
__________________________________________________________________________________________
Это напрямую противоречит соображениям солидарности. Если мы хотим проявить солидарность, от нас требуется отвлечься от своих личных интересов, отказаться от каких-либо вознаграждений и даже сознательно согласиться на крайне невыгодные для себя условия, и все это для того, чтобы поддержать других. При проявлении солидарности, не должно быть никаких ожиданий по извлечению какой-либо пользы для себя.
Эмиль Дюркгейм выделил две формы солидарности: механическая солидарность и органическая солидарность.
Механическая солидарность основывается на сходстве – она ссылается на коллектив, во всех его пониманиях. Это может быть семья, род, свой народ или общественный класс. Внутри этой группы человек определенным образом солидарен, потому что во всем царит коллективное сознание как совокупность общих верований и норм, которые разделяют все члены общества. Каждый, кто отличается от этой группы – посторонний – не имеет право проявить свою солидарность в этой группе. И наоборот: посторонние в этой группе, рассматриваются как те, c которыми можно поступать аморально. Подобная эксклюзивность человеческих отношений научно доказана в нейронауках, изучающих нейронные процессы. Гормон Окситоцин, являющийся связующим или социальным гормоном, усиливает эмоциональную связь с родственниками, друзьями и соотечественниками, но в то же самое время снижает уровень симпатии, сопереживания к чужим.
Органическая солидарность не выделяет внутренних и внешних различий. Она не основывается на определенных принадлежностях группы. Как органы в одном теле поддерживают друг друга, так и отдельный социальный сегмент в современном обществе, основанном на разделении труда, не может действовать без другого. Здесь солидарность проявляется не по принципу схожести, а из-за неизбежной необходимости взаимодействовать друг с другом. В основе солидарности заложены доверие и взаимность. Чем шире круг, в котором я должен проявить солидарность, тем сложнее будет поддерживать необходимый уровень доверия. Установить солидарность со всем миром, сложно и тот, кто хочет помочь всем, не поможет в итоге никому. «Участник становится слабее и в какой-то момент времени, полностью исчезает, если начинает распространяться по всему миру», к такому заключению пришел когда-то Жан-Жак Руссо.
__________________________________________________________________________________________
Во время пандемии Covid-19 все боятся друг друга. В данной ситуации солидарные действия могут стать эффективными, если сначала будет преодолен этот страх. В подобных ситуациях, люди крайне сконцентрированы на собственном выживании. Все ищут крайнего, чтобы повесить на кого-то вину за эту катастрофу. Вот и президент США Трамп, говорит о том, что Covid-19 – это «китайский вирус». Вот только такая враждебная обстановка наносит обществу значительно больше вреда, нежели позиция солидарности.
__________________________________________________________________________________________
Во время этого короновирусного кризиса, личное благо каждого будет наилучшим образом защищено, если каждый не будет концентрироваться только на себе, а по возможности, наибольшее количество людей, будут солидарны друг с другом. В нашей сегодняшней ситуации, солидарность – это избежание телесных контактов с другими. Я проявляю солидарность, если я остаюсь дома. Но и в этом случае необходимо доверие к взаимности: если я остаюсь дома, я не хочу, чтобы через две улицы от меня кто-то организовывал короновирусную вечеринку. Конечно, нельзя на каждом перекрестке поставить милиционера, чтобы он следил за соблюдением изоляции. Поэтому, для проявления солидарности, необходимо доверие в том, что и другие соблюдают эти меры.